ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ


ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ
это основные подходы к решению проблемы истины в истории  человеческой мысли. Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание.  Парменид делил всё знание на знание по истине изнание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Аристотель, назвал истиной знание, которое в  своём содержании соответствует действительности. Сенсуалисты считали, что истина непосредственно даётся чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Первые предполагали её присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины называют онтологическим, но ответ на вопрос о том, что есть истина – гносеологическая проблема. Концепция, в  которой  знания по своемусодержанию соответствуют действительности, получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется  объективной истиной. Истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи,  языка и т.п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует  объективно как любойдругой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, – материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является  когерентная (от лат. – связность, согласованность) концепция,  главный  признак  которой  –  логическая  связность,  непротиворечивость знания (Аристотель). Основной недостаток этой концепции – её формальный характер. В конце XIX начале XX века складывается прагматическая концепция истины, которая утверждает полезность и выгоду её для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже  общезначимого  характера. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку  решать  личностные  проблемы,  выбирать  нравственные  ориентиры, определять  цель  и  смысл  собственной  жизни.  Критерием  истины  становится способность  данного  человека  принимать  эти  знания  как  жизненно  важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Смотреть что такое "ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ" в других словарях:

  • Теории истины — истина трактуется как отношение, существующее между миром и воспроизводящим его высказыванием (корреспондентская истина); если предполагается, что мир  воспроизводится так, как он существует сам по себе, независимо от познающего субъекта, речь… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Проблемы истины, истина, оценка, ценность — кратко Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении познания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о истинном образе жизни ,… …   Малый тезаурус мировой философии

  • корреспондентная теория истины —         КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (от англ. correspondence соответствие) теория, истолковывающая истинность некоторой мысли как соответствие ее своему предмету или реальности.         Истолкование истины как соответствия мысли… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ —     КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ совокупность методологических направлений, определяющих истинность некоторого фрагмента знания (высказывания, теории) через соответствие (лат. correspondentia) объекту этого знания; основным вариантом… …   Философская энциклопедия

  • СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОДИЦЕИ — ’СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи’ (1914) четвертый переработанный вариант магистерской диссертации Флоренского. Работа посвящена решению важнейшей для русской религиозной философии задачи теодицеи, которая рассматривается… …   История Философии: Энциклопедия

  • СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи — (1914) четвертый переработанный вариант магистерской диссертации Флоренского. Работа посвящена решению важнейшей для русской религиозной философии задачи теодицеи, которая рассматривается Флоренским в неразрывной связи с антроподицеей,… …   История Философии: Энциклопедия

  • когерентная теория истины —         КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (от лат. cohaerentia сцепление, связь) концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • буддизм. истоки и основные концепции — Буддизм это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма, заключающаяся в утверждении, что «жизнь есть …   Буддизм

  • двойственной истины теория —         ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ концепция западноевропейской средневековой философии, признающая возможность возникновения противоречий между положениями философии и теологии, между рациональным познанием и религиозными догматами. Важнейшей… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ — формально логическое уточнение классической (корреспондентной) концепции истины, экспликация интуитивного представления об истине как соответствии реальности, разработанная в логико семантической теории А. Тарского. Впервые эта концепция была… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.